09.07.2021

Экскурсия в Царское Село

Автор: Admin

Раскинувшийся в 25 км к югу от Петербурга город Царское Село, в советское время называвшийся Пушкиным, бесконечно дорог нам как сокровищница русской художественной культуры, как родина величайшего поэтического гения. Это город-сад, утопающий в зелени старинных и новых парков, возрожденный и вновь застроенный после неслыханного варварского погрома гитлеровцев. Это «город муз», муз, которые, вопреки поговорке, не молчали, пока говорили пушки недавней войны.

Наша экскурсия начинается в новом здании вокзала (1948-1950 гг., арх. Е. А. Левинсон и А. А. Грушке), построенного на месте станции, полностью разрушенной гитлеровскими оккупантами.

До революции город пользовался особыми привилегиями как царская резиденция. Уже первой здешней постройкой — маленькой усадьбой Саари мойс (это финское название означало возвышенную местность, по-русски — Саарская мыза) — с 1710 г. владела жена Петра I — Екатерина.

В XVIII в. и первой половине XIX в. город развивался по проектам крупнейших архитекторов, скульпторов, садоводов, художников-декораторов. Возводились роскошные дворцы для царей и цариц, парковые павильоны, благоустраивалось городское хозяйство. Царское Село первым в России получило железнодорожную связь со столицей, образцовый водопровод и канализацию, уличное электрическое освещение.

Чтобы пройти к Екатерининскому и Александровскому паркам, направимся от привокзальной площади по ул. Ленина. Отходящая влево ул. Коминтерна приводит к городской площади, вокруг которой расположен интересный архитектурный ансамбль. Одна из самых старых построек здесь, сооруженная в начале XIX в. в стиле классицизма (арх. В. И. Гесте), — здание, ныне занимаемое исполкомом Пушкинского Совета депутатов.

На углу ул. Пушкинской и Васенко находится маленький одноэтажный деревянный домик с застекленной галереей и небольшим мезонином. Построен он в 1820-х гг. по проекту арх. А. М. Горностаева для вдовы придворного камердинера Анны Китаевой. Здесь вскоре после женитьбы в мае 1831 г. поселился А. С. Пушкин с женой. В этом доме он прожил лето «в кругу милых воспоминаний и тому подобных удобностей». Здесь поэт написал несколько стихотворений, среди которых патриотические «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России», «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне», завершившее собой почти восьмилетнюю работу над великим стихотворным романом, начал прозаические произведения «Рославлев» и «Роман на Кавказских водах».

У Пушкина часто бывали его сосед поэт В. А. Жуковский и Н. В. Гоголь, живший неподалеку — в Павловске. Гоголь почти каждый день ходил сюда пешком, чтобы повидаться с Пушкиным.

Осенью 1958 г. в домике Китаевой был открыт мемориальный Пушкинский музей.

Проложенная далее вдоль парковой ограды ул. Васенко приводит к Лицейскому садику и небольшой площади у четырехэтажного здания Лицея.

В 1811 г. архитектор В. П. Стасов перестроил старое здание у северного фасада Екатерининского дворца для открывавшегося нового учебного заведения — Лицея, призванного готовить детей дворян для государственной деятельности. 19 октября 1811 г. состоялось торжественное открытие Лицея. Здесь в 1811-1817 гг. учился А. С. Пушкин. Среди первых лицеистов были друзья Пушкина И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер, примкнувшие впоследствии к декабристским кругам, а также А. А. Дельвиг, Ф. Ф, Матюшкин, В. Д. Вольховский.

Когда позже Пушкин писал о Царском Селе: «Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет», он прежде всего имел в виду Лицей. Каждый шаг его ученических лет наложил печать на всю творческую судьбу поэта: горячие отклики на события 1812 г., вызвавшие патриотическую гордость за свой народ; лекции передовых, демократически настроенных преподавателей Н. Ф. Кошанского, А. П. Куницына и де Будри — родного брата Марата; прогулки по паркам, где всё дышало поэзией; незабываемый день переводного экзамена 8 января 1815 г., когда Г. Р. Державин «благословил» юношу на поэтический подвиг; знакомство с П. Я, Чаадаевым и вольнолюбивой офицерской молодежью лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в отдаленной части города — Софии после освободительного похода в Европу; встречи с литературными учителями — К. Н. Батюшковым, В. А. Жуковским, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским; наконец, выпускной экзамен 9 июня 1817 г., закрепивший на всю жизнь узы «лицейского братства».

Любовь к лицейским друзьям Пушкин свято пронес через все испытания, через все годы. Традиционно праздновались годовщины открытия Лицея, на многих из которых присутствовал поэт. Покинув Царское Село, Пушкин и позже приходил сюда из Петербурга, чтобы навестить милые его сердцу чудесные парки; он любил совершать дальние прогулки пешком.

Летом 1949 г. в 150-летнюю годовщину со дня рождения поэта в Лицее после больших реставрационных работ открылся музей. Изыскания пушкиноведов помогли создать здесь уникальную экспозицию, посвященную лицейским годам поэта, восстановить Актовый зал Лицея, где читал свои стихи Пушкин, «келейку» — комнату, в которой жил поэт.

Возле Лицея сохранилось еще несколько памятных пушкинских мест, например, садик, где на центральной площадке находится бронзовая фигура юноши-поэта, сидящего в глубоком раздумье на старинной скамье (1900 г., скульптор Р. Р. Бах). На пьедестале памятника высечены пушкинские строки:

В те дни в таинственных долинах.
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.

Если пройти под арку, перекинутую от Лицея к дворцу, то на углу Лицейского пер. и Комсомольской ул. увидим д. № 1/2, на фронтоне которого изображен лицейский герб: фигурка совы (символ мудрости) на лире (символ поэзии). Здесь жили первые директора Лицея — В. Ф. Малиновский и Е. А. Энгельгардт, у которых часто бывали их воспитанники.

Но не только Лицей, а всё Царское Село органически вошло в творческую биографию Пушкина. Здесь слагал свои первые стихи мальчик, из которого вырос, по словам А. М. Горького, «гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России».

Дальше по Комсомольской ул., идущей вдоль ограды Екатерининского парка на юго-восток, находятся Кавалерские домики, в одном из которых (д. № 8) жил историк Н. М. Карамзин.

Целый квартал между ул. Труда и ул. Коминтерна занят зданием бывшей дворцовой оранжереи (начало XIX в., арх. В. П. Стасов), перестроенном в 1930-х гг. для Ленинградского сельскохозяйственного института, который и теперь работает здесь.

Спускаясь под гору, Комсомольская ул. ведет на софийскую сторону города. Мы вернемся к дворцу и совершим прогулку по Екатерининскому парку. Войдем в него и осмотрим дворец — композиционный центр всего ансамбля.

Здание Екатерининского дворца, над проектом которого работали выдающиеся зодчие XVIII в.

А. В. Квасов, С. И. Чевакинский и В. В. Растрелли, принадлежит к числу шедевров русского зодчества. Бирюзово-белый с позолотой фасад протяженностью 306 м примечателен своей пышной декорировкой, монументальными колоннами, скульптурой и лепными украшениями, которых здесь было 200 видов. Грандиозность сооружения подчеркивает преддворцовая парадная площадь, охваченная полукружиями одноэтажных служебных зданий.

Золотая анфилада парадных покоев дворца со всемирно известным Янтарным залом (специально созданная комиссия советских специалистов ведет сейчас поиски янтарного убранства, похищенного фашистами) вошла в историю искусства как непревзойденный образец барокко. Убранство Большого и Картинного залов, Зеленой столовой, Лионского зала, Синего кабинета, Голубой гостиной, Кленовой спальни поражало современников своим художественным богатством, выдумкой, размахом и вкусом. Всё это было витриной монархии, выставкой на показ и забаву русских и иностранных вельмож.

Разрушенный и разграбленный фашистскими вандалами дворец был восстанавлен по специально разработанному научно-реставрационными мастерскими проекту (арх. А. А. Кедринский).
Воссозданы фасады дворца, причем с максимальным приближением их к облику XVIII в., заменены конструкции перекрытий над Большим залом. В нескольких восстановленных залах размещена выставка по истории создания и художественному убранству дворца.

В 1959-1961 гг. было открыто для обозрения несколько восстановленных залов, так называемых «комнат Камерона», созданных в 1780-х гг. Это — Зеленая столовая (ее лепной декор создан выдающимся скульптором И. П. Мартосом), Официантская комната, Голубая гостиная (для восстановления обивки стен которой шелк был изготовлен московским комбинатом «Красная роза» при участии ЦНИИ шелка). Китайская голубая гостиная, Предхорная, Хоры и Предцерковный зал. Открылись после реставрации Резной и Живописный кабинеты и Спальня.

В сложнейших восстановительных и отделочных работах здесь участвовали архитекторы Г. Г. Гримм, А. Б. Лебединская,, художник О. Ю. Педаяс, лепщик А. В. Вагин, резчик А. К. Кочуев и др.

Дворец одним своим фасадом через полукруглые флигеля обращен к аллеям «регулярного» Александровского парка. Кроме того, система переходов ведет из дворца в Екатерининский парк через насыпной Висячий сад» и лестницу знаменитой Камероновой галереи.

Сооружения галереи, созданной в последней трети XVIII в. по проекту Ч. Камерона и носящей имя своего строителя, состоят из двухэтажного павильона «Агатовые комнаты» (по типу «классических терм» в первом этаже здесь были бани, а во втором — прекрасное собрание книг, античных статуй и ваз), пандуса — пологого спуска к Рамповой аллее и самой галереи с террасами и лестницей. Весь этот комплекс пронизан единством и цельностью архитектурно-скульптурного замысла.

Основа постройки — массивный, нарочито грубо обработанный серый пудостский камень, которым отделан первый (цокольный) этаж. В ярком контрасте с этим тяжелым, предельно строгим основанием, напоминающим древнеримские служебные здания, зодчий Камерон возвел легкие воздушные галереи, светлые изящные колоннады, открытые солнечные террасы.

Завершающая всю композицию широкая лестница с изогнутыми в верхней части маршами спускается к Большому озеру. На высоких каменных пилонах по сторонам лестницы стоят бронзовые статуи Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 г. в литейной мастерской Академии художеств по моделям выдающегося ваятеля Ф. Г. Гордеева.

На террасах Камероновой галереи установлено 54 скульптурных бюста древних греческих и римских государственных деятелей, ученых, мифологических героев. Тут отлитые в бронзе портреты Демосфена и Цицерона, Александра Македонского и Марка Аврелия, Ганнибала, Юлия Цезаря и др.

Над одним из маленьких прудов, отражаясь в воде, стоит павильон «Верхняя ванна» (1778-1780 гг., арх. И. В. Неелов). Он полностью реставрирован в 1953 г. (худ. А. В. Трескин). За Рыбным каналом находится «Эрмитаж», построенный одновременно с дворцом теми же зодчими. Павильон восстановлен в последние годы и сияет теперь пышной лепкой, белоснежными группами колонн, ажурным кружевом балконных решеток. Сооруженный, как и петергофский, для увеселительных придворных пиров, «Эрмитаж» интересен своей причудливой архитектурой.

Рядом слева расположена красная кирпичная «Эрмитажная кухня» (1770-е гг., арх. В. И. Неелов). Одна из отходящих от «Эрмитажа» на юг радиальных аллей заканчивается Морейской колонной из олонецкого серо-голубого мрамора (1771 г.), воздвигнутой в честь победы русских моряков над турками при полуострове Морее в феврале 1770 г.

Обратим внимание на скульптуру примыкающего к Большому дворцу Старого сада. Это работы венецианских ваятелей начала XVIII в, А. Тарсиа, Д. Бонацца, П. Баратта и других выдающихся мастеров.

На северном берегу Большого пруда вблизи Камероновой галереи возвышается «Грот» (1750-е гг., арх. В. В. Растрелли); на восточном — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами — «Адмиралтейство»; на юго-западном- павильон восточной архитектуры с башенкой «Турецкая баня» (1852 г., арх. И. Монигетти).

Посреди пруда на островке поднимается мраморная Чесменская колонна — памятник победы русского флота в Чесменском сражении с турками в 1770 г.

Неподалеку от «Турецкой бани» рядом с заросшими Лебедиными прудками находятся «Башня-руина» (1770-е гг., арх. Ю. М. Фельтен), Орловские ворота (1810-е гг., арх. В. П. Стасов), беседка «Пирамида» (1780-е гг., арх. Ч. Камерон) и прекрасный по силуэту Мраморный (или Сибирский) мост (1770-е гг., арх. В. И. Неелов).

Дорожка вдоль северо-западного берега Большого озера приведет вас к прославленному Пушкиным фонтану «Молочница» (или «Девушка с кувшином»), исполненному по модели скульптора П. П. Соколова. Глубокий лиризм и человечность пронизывают образ опечаленной девушки. Ее хрупкая фигурка — один из самых ранних образцов русской реалистической скульптуры.

Чуть выше по лугу над прудом устроена гранитная терраса (1809 г., арх. Л. Руска). Позади террасы — тройная дубовая Рамповая аллея, начинающаяся от пандуса Камероновой галереи и заканчивающаяся у монументальных Гатчинских ворот (1770-е гг., арх. А. Ринальди),

К северу от Рамповой аллеи на одном из островов Верхних прудов расположен «Концертный зал» (1780-е гг., арх, Д. Кваренги). Ближе к южному фасаду Екатерининского дворца в так называемом Собственном садике виден Кагульский обелиск, посвященный победе русской армии над турецкой при р. Кагуле в 1770 г. Вдоль ограды парка можно пройти к находящемуся неподалеку «Вечернему залу» (1809 г., арх. П. В. Неелов).

Двигаясь отсюда на юго-запад, следует осмотреть группу сооружений, выдержанных в стиле китайского зодчества: увенчанная башенкой-бельведером «Китайская скрипучая беседка» (1778-1786 гг., арх. Ю. М. Фельтен), справа от дороги домики «Китайской деревни» с характерными изогнутыми крышами и, наконец, монументальная каменная арка ворот с воздушной беседкой наверху — «Большой каприз» (1770-е гг., арх. В. И. Неелов).

Подымемся по дорожке и «Большому капризу» и перейдем на другую сторону в Александровский парк. Свернем налево и вдоль Виттоловского канала дойдем до прямой аллеи, ведущей в «регулярную» часть парка — Новый сад. По пути можно осмотреть часовню («Шапель») и немного в стороне «Арсенал» — постройки 1820-1830 гг (арх А. А. Менелас). Часть парка, так называемый Новый сад, — это четырехугольник, разделенный на четыре квадрата; в северном из них находится искусственно насыпанная гора «Парнас».

На пересечении центральных, аллей «регулярной» части парка установлен гранитный обелиск на могиле погибших за победу Февральской и Октябрьской революций. Рядом — еще обелиск на могиле генерал-лейтенанта Н. В. Хазова, командовавшего одной из дивизий, освободившей от фашистов г. Пушкин.

Перспектива аллеи Нового сада, идущей параллельно Екатерининскому дворцу, завершается зданием Александровского дворца (1792-1796 гг., арх. Дж. Кваренги). Это один из лучших памятников не только архитектуры XVIII в., но и всей истории мирового зодчества. Кваренги добился здесь исключительной выразительности форм не масштабами постройки, не обилием украшений, а классическим благородством линий и продуманностью всей композиции.

Изобретательно и смело расположил он против центральной части глазного фасада мощную двойную колоннаду, объединившую боковые крылья дворца и создавшую как бы внутреннюю галерею, наполненную солнечным светом.

На фоне этого величественного и прозрачного силуэта четко выделяются фигуры юношей, играющих в старинные русские игры — в бабки (левая статуя) и в свайку (правая статуя). Скульптуры были отлиты в 1830-х гг. по оригиналам известных русских ваятелей Н. С. Пименова и А. В. Логановского. Создание этих реалистических изваяний радостно приветствовал Пушкин.

Въезд в город со стороны Пулковского шоссе украшен Египетскими воротами, копирующими древнеегипетские постройки (1827 г., арх. А. А. Менелас). Рядом — бронзовая статуя А. С. Пушкина, установленная к 100-летию со дня гибели поэта (скульптор Л. А. Бернштам).