09.07.2021

Экскурсия в Ораниенбаум

Автор: Admin

В 10 км западнее Петродворца, также на берегу Финского залива, находится город Ораниенбаума. Город (бывш. Ломоносов) и его дворцово-парковый ансамбль представляют собой большую историко-художественную ценность. Здесь больше сохранилось памятных мест, архитектурные достопримечательности сравнительно меньше пострадали от разрушений в годы войны с гитлеровскими агрессорами.

Уже привокзальная площадь, откуда мы советуем начать экскурсию по городу, напоминает о незабываемых событиях Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Здесь в небольшом сквере высится гранитный монумент, воздвигнутый в честь коммунистов гарнизона форта «Красная Горка», расстрелянных белогвардейцами в 1919 г. Когда в мае того года белогвардейцы и интервенты начали наступление на Красный Питер, белогвардейцы на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь» спровоцировали мятеж против Советской власти. Большевистская партия и Советское правительство приняли меры для подавления мятежа, угрожавшего и Кронштадту.

В Ораниенбауме в д. № 5 (ныне № 7) по Пароходной ул. 14 июня состоялось совещание командиров и комиссаров вооруженных отрядов Красной гвардии. Здесь был выработан успешно осуществленный план освобождения фортов.

Из района Ораниенбаума в марте 1921 г. началось наступление по льду Финского залива на охваченный контрреволюционным мятежом Кронштадт.

И еще один скромный обелиск в привокзальном сквере воскрешает в памяти наших современников события ратной доблести советских воинов. Здесь находится могила командира Краснознаменной Ропшинской стрелковой дивизии генерал-майора А. Ф. Сафронова, погибшего в боях под Нарвой в марте 1944 г.

Эта дивизия более двух лет стойко и мужественно обороняла знаменитый «Ораниенбаумский пятачок». Большую роль сыграл Ораниенбаум — опорный участок армии и Балтийского флота — в защите подступов к Кронштадту и городу Ленина. Славной страницей в летописи Великой Отечественной войны вошел «Ораниенбаумский пятачок», где была проведена решающая подготовка к сокрушительному удару по гитлеровским войскам.

Отсюда в январе 1944 г. началось наступление советских войск, разгромивших фашистские полчища и снявших блокаду Ленинграда. Соединившись у селений Русско-Высоцкое и Ропша с частями, двигавшимися из района Пулкова, советские войска взяли в кольцо и уничтожили 9 гитлеровских дивизий, стоявших на южном берегу Финского залива…

Петр I в 1707 г. отдал земли нынешнего города Ораниенбаума во владение своему сподвижнику А. Д. Меншикову. Близость к Кронштадту и строившемуся тогда Петергофу побудила Меншикова начать в подаренном ему поместье (он назвал его Ораниенбаум, что в переводе с немецкого означает «померанцевое дерево») строительство Большого дворца и прилегающего к нему Нижнего сада. За 15 лет строительства (1710—1725) Ораниенбаум превратился в нарядную вельможную резиденцию.

Чтобы познакомиться с парками и дворцами города, следует от вокзала пойти на юг по Ленинградской ул., а затем свернуть на пр. Юного ленинца. Возле садика, где установлен памятник В. И. Ленину, находятся ворота в парк. Дорога поднимается на береговую террасу, на которой высится Большой дворец. Аллея, поворачивающая вправо, приведет нас в Нижний парк.

Большой дворец (1710—1725 гг., арх. Д. Фонтана и Г. Шедель) главным фасадом обращен к морю.

В свое время это было одно из крупнейших архитектурных сооружений России. Здание состоит из центральной части и боковых флигелей, естественно переходящих в восьмигранные павильоны. К морю от дворца спускались оформленные балюстрадой и скульптурой террасы. Перед зданием был разбит «регулярный» сад с фонтанами, статуями, оранжереями и зверинцем.

Его строгая планировка соответствовала спокойным пропорциям дворца и дополнялась искусственно вырытым каналом, сооруженным, по преданию, девятью тысячами крепостных крестьян за три дня.

Водоемы Верхнего парка — Нижний и Красный пруды — сооружены в XVIII в. с помощью запруд мелководной речки Карость.

Стоящее неподалеку от Нижнего пруда здание дворца Петра III и въездные ворота — единственное, что осталось от сооруженной здесь в 1756—1762 гг. крепости Петерштадт с арсеналом, гауптвахтой, оборонительными рвами с водой и деревянными домиками.

В 1743 г. императрица Елизавета подарила Ораниенбаум своему племяннику, наследнику русского престола Петру III. Для него на высоком берегу речки Карость и был возведен маленький каменный дворец (1758—1762 гг., арх. А. Ринальди).

Строительные работы вел русский мастер Василий Петров «со товарищи», а отделку внутренних помещений — резчики по дереву Д. Михайлов, П. Дурногласов, Д. Иванов, С. Фирсов, художники-декораторы А. Вельский, Н. Афанасьев, А. Поздняков и др.

Нижний этаж здания использовался в XVIII в. для слуг и потому не имел художественного убранства. Зато шесть комнат верхнего этажа отличаются изысканным оформлением — лепными потолками и каминами, лаковыми росписями, резьбой, паркетными полами с инкрустацией. В Зале, Кабинете и Спальне на дверях и панелях выполнена тончайшая лаковая роспись на мотивы китайского искусства. Эта замечательная работа, сохранившаяся с 1762 г. и заново восстановленная в наши дни, принадлежит художнику Ф. Власову.

После больших реставрационных работ в 1952— 1953 гг. дворец открыт как музей. Собранные здесь первоклассные экспонаты (эмаль, фарфор, резьба по дереву, металлу и кости, шелковые вышивки, живопись, гравюра, лубок) дают яркое представление о творчестве народных мастеров.

К юго-западу от дворца расположена «Собственная дача» со знаменитым Китайским дворцом и Катальной горкой. Эта летняя загородная резиденция Екатерины II была построена в 1762—1774 гг. по проекту арх. А. Ринальди.

итайский дворец — это выдающийся памятник русского зодчества, художественно-декоративного убранства интерьера XVIII в. По своей архитектуре постройка характерна свойственным тому времени переходом от пышных барочных форм к естественности и простоте классицизма. Каменное здание поставлено на гранитный цоколь, центральную его часть венчает невысокий купол.

Скромный по своей отделке фасад, отраженный в зеркальной глади пруда, расчленен ритмично повторяющимися плоскими колоннами-пилястрами. На флангах фасада прямоугольные выступы — ризалиты.

В западном ризалите (половине Екатерины II) находились Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Золотой кабинет; в восточном ризалите (половине Павла) размещались Гостиная, Штофная опочивальня, Будуар и Маленький кабинет В анфиладе парадных комнат — Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Сиреневая гостиная, Большой и Малый китайские кабинеты.

Посетителей дворца изумляет совершенство его внутреннего убранства: стенная роспись и живописные панно, ажурная лепка и вышивки, резьба и наборные полы из тонких пластин разных ценных пород дерева. Все эти удивительные по своей художественной отделке работы выполнялись русскими, итальянскими и венецианскими мастерами.

История сохранила имена позолотчиков Саввы Трофимова, Ивана Соколова и Ивана Трофимова, живописцев Стефана Торелли и Серафино Бароцци, венецианских художников Джо-ванни Тьеполо, Жана Питтони, Гаспара Дицциани. Часть комнат, оформленная в характере китайского искусства и декорированная подлинными изделиями китайских мастеров, дала название всему дворцу.

Едва ли не самым значительным из дворцовых помещений является Стеклярусный кабинет. Название его происходит от 12 стеклярусных панно, украшающих стены комнаты. На них изображены букеты цветов, экзотические птицы, растения и деревья. Все изображения вышиты синелью (ворсистым шелком) на холсте, унизанном стеклянными трубочками. На всех панно более двух миллионов таких трубочек из стекла. Можно себе представить, каким кропотливым был труд мастеров, создавших эти шедевры орнаментального искусства. Под стать им был и настланный здесь в середине XVIII в. мозаичный пол из цветных стекловидных сплавов — смальт.

Искусство их изготовления, возникшее еще на древнем Востоке, обязано своим возрождением в России гениальному ученому М. В. Ломоносову. Он изобрел состав для выделки смальт и организовал мозаичную мастерскую.

В 1754 г. в 24 км от Ораниенбаума начала работать основанная Ораниенбаумым Усть-Рудицкая фабрика по изготовлению стекляруса, бисера и смальт. Ученый сконструировал станки для фабрики, специальный инструмент, руководил установкой печей, участвовал в определении технологии.

На фабрике изготовлялись смальты и для Китайского дворца. Настилали смальтовый пол русские мастера, присланные из Петергофской гранильной фабрики: Кузьма Котельников, Федор Бирюков, Дмитрий Горчаков, Андрей Коновин и др. К сожалению, пол из смальт не сохранился — в 1819 г. он был заменен копией из дерева.

К северо-западу от Китайского дворца-музея находится павильон Катальной горки.

От балкона второго этажа здания шли изгибами деревянные спуски длиной более 500 м. С гор спускались на колясках с металлическими колесиками, катившимися по вырезанным в деревянных скатах желобам. По обеим сторонам располагались крытые галереи-колоннады (свыше 700 колонн). В середине XIX в. эти скаты и галереи обветшали и были разобраны.

После больших реставрационных работ в 1956— 1958 гг. павильон полностью восстановлен. Воссозданы также роспись стен, пол из искусственного мрамора с цветными узорами, лепные панно вестибюля, декор Круглого зала, живопись и убранство Фарфорового и Охотничьего кабинетов.

С каждым годом всё больше туристов и экскурсантов посещают Нижний парк — парк культуры и отдыха, где работают летний театр, спортивная и танцевальная площадки, кинолекторий, дворцы-музеи. Когда в 1946 г. после восстановления открылся Китайский дворец-музей, его посетило 15 тыс., а в 1962 г. — уже более 100 тыс. экскурсантов.

6 1948 г. в память пребывания и работы в районе Ораниенбаума М. В. Ломоносова город был назван именем гениального ученого-патриота и поэта, мыслителя-материалиста и просветителя.

Но не только с этим ученым связана история Ораниенбаума. Здесь жили многие выдающиеся деятели русской науки и культуры. Весной 1829 г. сюда приезжал А. С. Пушкин, а летом того же года его лицейский товарищ поэт А. А. Дельвиг. В бывшем имении Богумиловка (ныне Богумиловская ул., дома № 4, 8 и 10) у сотрудника журнала «Отечественные записки» инженера А. Н. Еракова в 1860—1880 гг. гостили его друзья Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин.

В разные годы в Ораниенбауме жили поэт П. А. Вяземский, хирург Н. И. Пирогов, критик В. В. Стасов, композитор М. П. Мусоргский, актеры М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

Из стен Ораниенбаумской школы командных курсов русской армии вышли многие известные конструкторы оружия и среди них М. Н. Филатов, В. А. Дегтярев, В. Г. Федоров, Ф. В. Токарев и др.

В 1961 г. жители Ораниенбаума отмечали двойной юбилей: 250-летие со дня основания города и 250-летие со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста, имя которого носит Ораниенбаум. На юбилейных торжествах Ораниенбаумцы с гордостью говорили о том, как бывшая дворцовая слобода преобразилась в социалистический город с оживленным строительством, в культурный центр одного из развитых сельскохозяйственных районов Ленинградской области.

По перспективному плану предусмотрены дальнейшие работы по благоустройству, озеленению, жилищному и культурно-бытовому строительству. Значительно расширится зона отдыха, раздвинутся границы старинных парков, возникнут новые пляжи, сады и скверы.