09.07.2021

Экскурсия в Павловск

Автор: Admin

Расположенный в 3 км южнее г. Пушкина Павловск славится своим обширным живописным парком (600 га), дворцом-музеем и садовой скульптурой. Через четыре минуты послестанции Детское Село электропоезд останавливается у Павловского вокзала, построенного уже после войны. Въезд в город по шоссе оформлен чугунными воротами (1826 г., арх. К. И. Росси).

«Городок на реке Славянке» — так называли в XIII в, новгородцы деревянную крепость в районе нынешнего Павловска. Местность эта входила в состав Ижорского края, а спустя пять веков крепость сыграла роль в освобождении этих земель от шведских захватчиков. Через несколько десятилетий от старой царскосельской резиденции отделился Павловск — на подаренной Екатериной II территории Павел начал строить загородную дачу. «Павловское начато строить в 1777 г.» — гласила надпись на чугунной доске у памятника основанию города.

Но Павловское вовсе не похоже на Царское Село. Это была типичная вельможная усадьба, подобная подмосковным старым дворянским поместьям Архангельскому, Абрамцеву, Останкину.

Этот характер архитектурно-паркового ансамбля существенно не менялся ни в первый период строительства 1780-х гг., когда были созданы дворец, соседние парковые участки и павильоны «Колоннада Аполлона», «Храм дружбы», «Памятник родителям», ни во второй период — в 1790-е гг., когда уже в официальной летней резиденции Павла I расширялись дворец и парк, возникали «регулярные» районы «Больших кругов», Старой и Новой Сильвии; ни в третий, завершающий период — в 1800-1820-х гг., когда усилиями замечательных архитекторов, скульпторов и художников А. Н. Воронихина, К. И. Росси, И. П. Мартоса, П. Гонзаго и других удалось достичь слияния живой природы с камнем и мрамором архитектурно-скульптурных произведений.

Чтобы обойти все дорожки Павловского парка (их общая протяженность равна расстоянию от Санкт-Петербурга до Москвы), понадобился бы не один день. Мы предлагаем схему краткого маршрута, рассчитанного на несколько часов и учитывающего особенность планировки пейзажного по своему характеру паркового ансамбля. В отличие от «регулярных» садов, которые прокладывались по циркулю и линейке и где господствовали прямая линия и прямой угол, пейзажные парки основаны на мягкости линий рельефе местности, округлости ландшафтов. Поэтому и наша прогулка как бы опишет сначала малый удлиненный круг от дворца вдоль р. Славянки, а потом большой круг по отдаленным и тихим лесистым районам.

От вокзала вправо на юг проложена вдоль парка ул. Революции. Двигаясь по ней мимо Чугунных ворот (шоссе на г. Пушкин) и далее по городскому мосту через Славянку, мы подымемся на высокий правый берег реки. Здесь, господствуя над всей местностью и хорошо видный отовсюду, возвышается Большой дворец. Это обширное полуовальное в плане каменное здание с золотисто-желтой окраской стен увенчано куполом с 64 колоннами.

Дворец состоит из центрального корпуса и отходящих от него к боковым флигелям одноэтажных галерей (1782-1786 гг., арх. Ч. Камерон). Надстройка боковых квадратных корпусов и пристройка к ним замыкающих парадный двор флигелей выполнены в 1790-х гг. по проекту арх. В. Ф. Бренна. С 1803 г. отделку дворцовых залов вел А. Н. Воронихин; в 1822 г. К. И. Росси пристроил с северозападной стороны помещение библиотеки.

Плавность линий архитектурных масс, эффектное местоположение, простота и сдержанность отделки создали дворцу ту удивительную «вкрапленность» в пейзаж, о которой столь поэтично писал В. А. Жуковский.

Пожар, учиненный во дворце-музее фашистами, сильно повредил, но не полностью уничтожил художественное убранство залов. Наши мастера-реставраторы- арх. Ф. Ф. Олейник, С. В. Попова-Гунич, Г. П. Можанская, П. П. Уланов и др. — с помощью научных работников и талантливых строителей сумели из руин и пепла воссоздать великолепную отделку ряда парадных покоев. Печатью высокого таланта отмечены их работы в Кавалерском зале, бывшей церкви, Тронном зале, Картинной галерее, Проходных комнатах, Пилястровом кабинете Дж. Кваренги и Кабинете-фонарике А. Н. Воронихина. Живописные плафоны в этих помещениях воссозданы по эскизам и при участии художника А. В. Трескина.

В выставочных залах посетители могут познакомиться с историей создания художественного ансамбля Павловска, ценнейшими коллекциями фарфора, бронзы, гобеленов, вышивок и других предметов прикладного искусства конца XVIII — начала XIX вв., картинами крупных мастеров Европы того времени, собранием античной скульптуры, образцами костюма и портрета XVIII-XX вв.

Расположенный у юго-западной стороны дворца Собственный садик примечателен павильоном «Трех граций». Ионическая колоннада на украшенной балюстрадой террасе замыкает изящную скульптурную группу «Трех граций», высеченных из цельного куска мрамора скульптором П. Трискорни.

Всё сооружение (1801 г.) очень характерно для его автора Ч. Камерона и напоминает Камеронову галерею в г. Пушкине — тот же контраст между нарочито грубым каменным основанием постройки и подчеркнуто легким вторым ярусом.

Пройдем теперь по главной аллее Собственного садика (она раньше представляла собой «живой» коридор в трельяжной беседке) к полукруглому фасаду центрального корпуса. Отсюда открывается чудесная панорама долины р. Славянки. Крутой холм сбегает к гибкой змейке реки, струящейся по дну обширного оврага.

На противоположном, тоже высоком, берегу слева хорошо видна «Колоннада Аполлона» (1783 г., арх. Ч. Камерон). Любопытно, что после грозы в 1817 г. эта замкнутая по кругу двойная колоннада, в центре которой стоит фигура Аполлона Бельведерского, была разрушена и с тех пор воспринимается как естественная античная руина.

Живописны в этом районе мосты: возле павильона-ротонды «Холодная ванна» (1799 г., арх. Ч. Камерон) мост с мраморными фигурами Кентавров, далее Черный и Горбатый (1780-1800-е гг.), Чугунный (1823 г., арх. К. И. Росси) и Висконтьев (1800-е гг.).

Обогнув дворец дальше к северу, посмотрим эффектную Большую каменную лестницу (1799 г., арх. В. Ф. Бренна), сбегающую по террасным площадкам в долину и переходящую в дорожку к хорошо видному сверху круглому павильону «Храма дружбы» (1782 г., арх. Ч. Камерон). Поставленный на высокий цоколь со ступенями «Храм дружбы» напоминает античную ротонду.

К северо-востоку от «Храма дружбы» находятся Большой каскад (1787-1794 гг., арх. Ч. Камерон и В. Ф. Бренна) возле искусственно созданного Круглого озерка, Каменный (для зрителей) и Зеленый (для сцены) амфитеатры на противоположных берегах Славянки, декоративная «Пиль-башня» с конической кровлей (1795 г., арх. В. Ф. Бренна) и рядом — Пильбашенный мостик.

Наш маршрут огибает теперь дворец с севера и приводит к «Большим кругам» и Тройной липовой аллее — планировочной оси всего придворцового района. Направимся по аллее на восток. Слева находятся «Большие круги» — самый «регулярный» и парадный участок, дающий своеобразный ключ к пониманию композиционного решения всего Павловского парка. Здесь ясно виден принцип планировки: центральная, обязательно круглая площадка и звездообразно расходящиеся прямые радиальные аллеи.В пейзажных районах, как мы увидим дальше, это выполнено незаметно.

В «Больших кругах» (название идет тоже от планировки) такая планировка подчеркнута каменными ступенями-террасами, цветниками, скульптурой. В центре ближайшего к дворцу круга — статуя «Мир» второго «руга — «Правосудие» (скульптор П. Баратта). Чуть поодаль — зеленая, украшенная чугунными вазами «беседка Росси» (1815 г.) и сложенный из крупных камней «Молочный домик» (1782 г., арх. Ч. Камерон). Справа от Тройной липовой аллеи — Вольерный участок, названный так по павильону «Вольер» (арх. Ч. Камерон), где теперь помещается библиотека-читальня.

В конце Тройной липовой аллеи на пересечении ее с Театральной дорогой находится отмеченная гранитным памятником братская могила красных воинов, погибших в период гражданской войны.

Широкая Театральная аллея от одноименных ворот (арх. В. Ф. Бовина) ведет к Старой Сильвии (от латинского слова пес). Здесь от центральной плошадки отходят 12 аллей охваченных по большому радиусу кольцевой дорожкой. Отсюда и название района — «Двенадцать дорожек».

Тут собрана лучшая скульптура парка. Вокруг бронзовой фигуры Аполлона на центральной площадке у начала каждой радиальной аллеи установлены статуи девяти муз (пения — Каллиопы, музыки — Эвтерпы, астрономии — Урании, танцев — Терпсихоры, эротической поэзии — Эрато, гимпов и красноречия — Полигимнии, трагедии — Мельпомены, комедии — Талии, истории — Клио), а также Венеры Каллипиги, Флоры и Меркурия. В концах дорожек с восточной стороны — статуи ниобид (детей героини древнегреческого сказания Ниобеи). Все эти скульптуры отлиты в конце XVIII в. по моделям выдающегося скульптора Ф. Г. Гордеева.

Каждая из двенадцати дорожек приводит к какому-нибудь сооружению или статуе: северо-западные — к «Памятнику родителям» (1786 г., арх. Ч. Камерон) — маленькому павильону со скульптурной траурной группой, одной из лучших работ ваятеля И. П. Мартоса; восточные, как мы уже знаем, к ниобидам и берегу Старосильвийских прудов; северные — к каменному амфитеатру со статуей Весталки и беседке с мраморной скульптурной группой; наконец, северовосточные — к Руинному каскаду. Перейдя мост возле каскада, мы попадаем в район Новой Сильвии.

Дорожка подымается в гору и приводит к бронзовому Аполлону Кифареду (1798 г., скульптор Ф. Г. Гордеев), увенчанному лавровым венком; в простертых руках он держит кифару (лиру). По главной аллее пройдем немного вперед и, перейдя ров, свернем на правую дорожку. Сквозь густую листву деревьев неожиданно появится «Мавзолей» (1807-1808 гг., арх. Тома де Томон).

Широкие ступени ведут к входу-портику с массивными гранитными колоннами. Прямоугольными брусьями песчаника одеты стены этого мрачного павильона, напоминающего, как и «Колоннада Аполлона», древний храм, только более строгий, суровый, монументальный. Это впечатление усиливают скорбная мраморная группа внутри здания (скульптор И. П. Мартос) и плотная стена темных высоких елей и сосен, укрывающая «Мавзолей».

Вернемся теперь к Старосильвийским прудам, вдоль берега которых выйдем в южном направлении к Розовопавильонным прудам и далее к Оленьему мосту. Направо — 4-я Парадная дорога, идущая от знакомой нам уже Тройной липовой аллеи через весь район Парадного поля. Налево — Розовопавильонная дорога, проложенная к центру района «Белая береза».

Отсюда мы предлагаем начать вторую часть нашей прогулки по пейзажным участкам парка: Парадное поле, «Белая береза» «Красная долина», «Долина прудов» и «Большая звезда».

В создании и планировке этих районов главную роль играл талантливый декоратор и живописец П. Гонзаго, хорошо понявший красоту и тончайший лиризм русской природы. Он, кажется, применил все средства, доступные художнику, чтобы искусство превратить в естество, в саму природу. Для этого использовались водоемы, холмы, долины, берега реки.

Были проведены искусственные посадки деревьев, причем их породы, формы крон, раскраска листвы, рисунок стволов, а также кустарники подбирались таким образом, чтобы во все времена года, во все часы суток, при солнечных лучах и в хмурые осенние дни создать живую игру красок, света и цвета. Вот почему лес предстает здесь во всем его многообразии — и густым сосновым бором, и веселой рощицей берез, и стайкой серебристых ив, и одиноким могучим дубом. Вот почему так задумчивы тихие пруды, похожие на дикие лесные озера, так привольны лужайки, свежая зелень которых летом отливает изумрудом, а осенью — бронзовой желтизной листвы.

Пройдитесь по дорожкам Парадного поля, где при каждом повороте открывается неповторимый ландшафт; посмотрите аллейки, звездообразно сходящиеся к кругу тоненьких белых берез (отсюда и название района); погуляйте по тенистым полям «Красной долины», названной так за свою красоту, — и вы почувствуете прелесть и поэтичность этих мест. Один из участков на границе «Белой березы» и Новой Сильвии называется «Самое красивое место». Но так можно назвать весь парк.

От Оленьего моста советуем направиться на северо-восток по Розовопавильонной дороге, у круга берез свернуть на запад по прямой аллее, затем пойти на север к Новосильвийскому мосту с березовыми перилами, перейти его и, взяв еще севернее, посмотреть «Краснодолинный павильон» (1801 г., арх. Ч. Камерон), а потом вдоль Круглозальных прудов выйти в район «Большой звезды».

К югу от центральной площадки «Большой звезды» (название также объясняется планировкой) за территорией, где теперь зимой работает каток, находился знаменитый Курзал, вошедший славной страницей в историю концертной жизни Петербурга. В исполнении лучших симфонических оркестров здесь впервые прозвучали бессмертные творения М. И. Глинки и П. И. Чайковского.

Многократно в течение 15 лет (с 1856 г.) оркестром в Курзале дирижировал Иоганн Штраус. Павловская сцена видела и слышала многих певцов: Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Нежданову. Интересны были и спектакли, шедшие в построенном неподалеку театре с участием М. Г. Савиной, М. Н. Ермоловой, К. А. Варламова, В. Ф. Комиссаржевской, Ю. М. Юрьева, А. А. Яблочкиной и других корифеев русской сцены. Павловский Курзал и подходившая к нему железнодорожная ветка были разрушены фашистами в годы Великой Отечественной войны.

По любой из дорог «Большой звезды», носящих причудливые названия («Красного молодца», «Молодого жениха», «Зеленой женщины», «Дружеской»), можно от Вокзальных прудов выйти к станции Павловск.

Экскурсия закончена. Даже краткое посещение Павловского парка доставляет его посетителям большое удовольствие, воспитывает любовь к родной природе, помогая глубже понять художественную культуру русского народа.

Парк — популярное место отдыха. К услугам гостей — площадь народных гуляний в районе «Большой звезды» с русскими качелями, каруселью и летающими лодками, Летний театр, эстрада, спортивные площадки, библиотека-читальня, база отдыха, а зимой — каток, лыжная база и катание с ледяных гор.