09.07.2021

Экскурсия в Петергоф

Автор: Admin

Всемирно известный город фонтанов и садов Петергоф (в советское время назывался Петродворец) — один из старейших пригородов Санкт-Петербурга. Расположен он в 30 км к юго-западу от Петербурга на южном берегу Финского залива в местности, издавна заселенной русскими людьми. Здесь некогда были владения Великого Новгорода, а нынешняя территория Петергофа принадлежала посаднику Захарию Овинову, который первым призвал новгородцев к объединению с Московским государством.

Секрет неувядаемой прелести Петергофа вы чувствуете сразу. Стоит лишь подняться на крутую террасу к подножию Большого дворца и окинуть взглядом расстилающуюся перед вами панораму Нижнего парка, как вас охватывает ощущение праздничности, торжественности. Феерия водных потоков, могучие деревья-старцы, вечно юные скульптуры, мелькающие среди нежной зелени и ярких цветников мощные каскады и изящные садовые павильоны, легкий шелест фонтанных струй и рокот морского прибоя — словом, все творения человека и природы сливаются перед вами в неповторимую гармонию красок и звуков.

Петергоф создавался и строился как памятник торжества России, победившей иноземных захватчиков и вернувшей земли «отчич и дедич» России, вышедшей к просторам Балтики и ставшей после Северной войны со Швецией морской державой.

Спустя год после Полтавской победы в одном из документов петровского времени появилась такая запись: «26 мая 1710 года царское величество изволил рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению». Петр I хотел, чтобы Петергоф своей роскошью превзошел виденный им во время поездки во Францию королевский Версальский дворец.

Трудом тысяч крепостных, выдающихся зодчих и скульпторов, живописцев и садовников за несколько десятилетий безлюдный берег залива превратился в «огород (т. е. сад) лучше, чем у французского короля». Десятки тысяч кленов, лип, каштанов, фруктовых деревьев привезли сюда из далеких российских мест и разных стран. Доставили статуи и картины, ткани и мрамор, части фонтанных сооружений.

Основные строительные работы развернулись здесь с 1714 г. Принцип композиции ансамбля и ряд конкретных указаний исходили от Петра I. Главными же творцами Петергофа — Петергофа были выдающиеся мастера XVIII и XIX вв. зодчие П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, Ж.-Б. Леблон, И. Ф. Браунштейн, Н. Ми-кетти, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, скульпторы М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, «фонтанные мастера» П. Суалем и Ф. Стрельников.

Водная система фонтанов сооружалась в 1721—1722 гг. под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова.

В результате двухвековых строительных работ был создан знаменитый петергофский дворцово-парковый ансамбль, включающий семь парков общей площадью свыше 800 га и более 20 дворцов и павильонов.

Петергоф подобно Пушкину, Ломоносову, Павловску и Гатчине повторил в своем развитии некоторые характерные черты Петербурга. В первой половине XVIII в. центр невской столицы складывался из комплекса вельможных усадеб, тяготевших к центральной царской резиденции. То же представляли собой окрестности Петербурга, где вокруг царских и вельможных поместий разместились поселки, застроенные казармами гвардейских полков и домишками ремесленников и торговцев.

Из этих поселков и развились города, в дореволюционном облике которых преобладали дворцы, казармы, церкви и лабазы.

И сегодняшний посетитель Петергофа, совершающий экскурсию от вокзала к паркам, заметит эти черты прошлого.

Привокзальная площадь (здание вокзала построено в 1855 г. по проекту арх. Н. Л. Бенуа, восстановлено в послевоенные годы) вливается в ул. Аврова, в конце которой с одной стороны находится монументальное здание так называемых Готических конюшен (1849—1854 гг., арх. Н. Л. Бенуа), а с другой — пять Готических домов (1836—1846 гг., арх. И. И. Шарлемань 1-й). Ныне эти бывшие придворные постройки переоборудованы и используются для дома отдыха, кинотеатра и дома культуры.

Ул. Аврова пересекает центральная магистраль города — Красный пр. Здесь среди многих новых зданий сохранились старые постройки: бывш. дворцовый госпиталь, собор Петра и Павла (1895—1899 гг., арх. Н. Султанов), здание почты. Отходящая от проспекта на север Советская ул. застроена справа одноэтажными Кавалерскими домами, а в конце ее обширная Советская пл., раскинувшаяся возле восточного корпуса Большого дворца у Нижнего парка, также примыкает к группам придворных построек, возникших здесь в середине XIX в. Большой дворец, построенный в 1714—1721 гг. и капитально переделанный в середине XVIII в. по проекту зодчего В. В. Растрелли, служит архитектурным центром всего ансамбля. Он объединяет Верхний и Нижний парки. Главный фасад дворца обращен к морю и протянулся в длину на 250 м. С востока он замыкается пятиглавой церковью, а с запада так называемым «Корпусом под гербом».

Местоположение дворца живописно и эффектно связано с рельефом и окружающей природой. Оформленные на склоне Террасные фонтаны, Большой каскад и Приморский канал со стороны Нижнего парка воспринимаются как богато декорированный цоколь всего сооружения. Гармония зелени, фонтанов, балюстрады и силуэта фасада придает дворцу величаво-торжественный вид.

Спустимся теперь с верхней террасы и совершим прогулку по Нижнему парку — идейно-художественному центру Петергофа. Стоит предупредить, что заблудиться здесь невозможно: даже без экскурсовода, без указателей вы легко ориентируетесь, ибо это так называемый «регулярный» парк, характерный для паркостроения начала XVIII в., — в нем выдержана геометрически точная планировка, строгая симметрия.

Каждому дворцу соответствует свой фонтанный каскад: Большому дворцу — Большой каскад, «Монплезиру» — каскад «Шахматная гора», «Марли» — «Золотая гора», «Эрмитажу» — Львиный каскад. Всю территорию прорезают три главные аллеи — Морская, Марлинская и Березовая.

Пологий спуск — Оранжерейный пандус — приводит в восточную часть парка на обширную площадь с двумя Римскими фонтанами (1739 г.; арх. К. Бланк и И. Давыдов). Чуть левее — каменная «Оранжерея» (1721—1724 гг., арх. И. Ф. Браунштейн, воссоздана в 1954 г. арх. В. М. Савковым), где некогда хранились зимой южные растения. Ее ажурный фасад, украшенный декоративными вазами, полукругом охватывает фруктовый садик, в центре которого фонтан — скульптурная группа «Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу» (1726 г., арх. Т. Н. Усов и скульптор К.-Б. Растрелли, воссоздан в 1956 г. скульптором А. Ф. Гуржием).

На площадь выходит один из трех главных каскадов Нижнего парка — «Шахматная гора» (1716— 1739). Вода, бьющая из пастей трех бронзовых драконов, стекая вниз, словно играет на «шахматных» ступенях. Вдоль боковых лестниц — десять мраморных статуй богов и героев античной мифологии.

От каскада прямая аллея ведет к дворцу «Монплезир». По пути к этому замечательному памятнику петровской эпохи, несколько отклонившись вправо, можно осмотреть фонтан «Пирамида» (1721—1724 гг., арх. Н. Микетти и М. Г. Земцов). 505 разновысотных струй придают ему пирамидальную форму.

На пересечении с центральной Марлинской аллеей вы увидите творение скульптора М. М. Антокольского — бронзовую фигуру Петра I. Далее познакомитесь с «водяными забавами» парка — фонтанами-шутихами «Зонтик» и «Дубок», полюбуетесь, как вода «изображает» пламень — крутящиеся диски фонтана «Солнце» разбрасывают сверкающие струи-лучи (1770-е гг., арх. Ю. М. Фельтен и И. Яковлев).

Но вот аллея приводит к парадному садику перед дворцом Петра I «Монплезир», что в переводе с французского означает «моя отрада». В садике — пять фонтанов: четыре фигурки, стоящие на прозрачных водяных колоколах, окружают фонтан «Сноп», струи которого напоминают колосья. Здание самого дворца (в его строительстве участвовали зодчие И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти, 1714—1725 гг.) с низкими галереями и центральной частью под шатровой кровлей покоряет своей сдержанной выразительностью.

Ныне здесь, как и в соседних Ассамблейном зале и Банном корпусе, открыт историко-художественный музей. Перед дворцом с северной стороны с крохотной морской террасы, опоясанной белой каменной балюстрадой, открываются ясные дали залива.

От «Монплезира» вдоль Екатерининского корпуса (1748 г., арх. В. В. Растрелли) радиальная аллея выведет вас снова на Марлинскую перспективу к фонтану «Адам», симметрично которому по другую сторону Приморского канала расположен фонтан «Ева» (статуи выполнены в 1718 г. скульптором Д. Бонацца; фонтаны сооружены в 1722—1726 гг. арх. Н. Микетти).

А если вы направитесь по Морской аллее, то она приведет к еще одному музейному павильону — «Эрмитажу» (1721—1727 гг., арх. И. Ф. Браунштейн). Такие «хижины уединения» царствующие особы имели во всех пригородных резиденциях. Примечательно здесь собрание картин итальянских, голландских, фламандских и немецких мастеров кисти XVII—XVIII вв. Видное место в коллекции принадлежит полотну выдающегося русского живописца первой половины XVIII в. Ивана Никитина «Полтавская баталия». В нижнем этаже, где раньше были служебные помещения, теперь открыта вводная выставка по истории парков Петергофа.

В той же части парка, но несколько западнее «Эрмитажа», расположен «Марли» — уютный двухэтажный дворец (1719—1723 гг., арх. И. Ф. Браунштейн; восстановлен в 1954—1955 гг. арх. Е. В. Казанской), отражающийся в зеркале обширного пруда. Рядом — каскад «Золотая гора» (1722—1724 гг.). По его мраморным ступеням плавно стекает вода, льющаяся из трех золоченых масок морских чудовищ. А сверху вдоль лестницы словно спускаются в величаво-спокойном шествии мраморные Аполлон, Венера, Флора, Нимфа, Нептун…

От «Золотой горы» возвратимся к самому крупному и самому замечательному фонтанному сооружению Петергофа — к Большому каскаду. Именно здесь полнее всего выражен торжественный лейтмотив всего ансамбля, грандиозная по замыслу и прекрасная по исполнению идея морского могущества России.

Большой каскад — это не только победа художнической фантазии и мастерства, но и технической изобретательности. Представьте себе масштабы петергофского водовода: ключи, находящиеся на Ропшинских высотах в 20 км от дворца, подают воду по двум петергофским каналам (система которых составляет 62 км) и далее по трубопроводам к фонтанам. Каждую секунду из двух тысяч форсунок взлетает в воздух более 30 тыс. л воды, причем водометы работают по 10 час. в сутки. И в этом главная роль принадлежит Большому каскаду — его 142 струям 64 фонтанов. А сколько здесь движения, изящества, нарядности и в то же время мысли, выдумки!

Тут всё подчинено идее — прославление победы России в Северной войне. Над аркой грота на гранитных парапетах об этом трубят в морские раковины тритоны, сирены и наяды, славу провозглашают нимфа лучезарного моря Галатея, повелитель вселенной Зевс и герой Персей. А в центре ковша легендарный Самсон мощной рукой разрывает львиную пасть, из которой на двадцатиметровую высоту летит огромный водяной столб.

В петровские времена хорошо понимали смысл аллегорий. Образная надпись старинной гравюры гласила: «Самсон Российский рыкающего льва свейского (т. е. шведского) преславно растерзав. Едкой сатирой на шведского короля Карла XII пронизан замысел скульптур «Актеона», «Лягушек», «Нарцисса». В празднестве как бы участвуют все 39 золоченых скульптур богов и героев, сходящих по ступеням к ковшу, от которого Приморский канал величаво несет к заливу свои воды сквозь аллею фонтанов.

Первоначально, в 1714—1723 гг., вся скульптура каскада была выполнена из свинца, а на рубеже XVIII и XIX вв. переделана в бронзе по моделям крупнейших мастеров того времени: М. И. Козловского (автор «Самсона»), Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева. В начале XIX в. по проекту А. Н. Воронихина были возведены названные его именем изящные колоннады, расположенные симметрично по сторонам Приморского канала.

После осмотра Большого каскада можно познакомиться с Верхним садом, расположенным к югу от Большого дворца и композиционно связанным с Нижним парком. Разбитый также в строгом «регулярном» стиле, он замкнут монументальной оградой с пилонами, построенной в середине XVIII в. по чертежам арх. В.В. Растрелли.

В Верхнем саду — пять фонтанных бассейнов: два «Квадратных» и «Центральный» (1719—1721 гг.) и два круглых — «Дубовый» возле дворца и «Межеумный» у главных ворот (1730-е гг.).

Посредине центрального бассейна возвышается самый большой фонтан сада — «Нептун». Его многофигурная бронзовая композиция, увенчанная изваянием древнеримского бога морей, была похищена гитлеровцами, затем была разыскана в Германии и вновь заняла свое прежнее место.

К западу от Верхнего сада вдоль границы Нижнего парка дорога идет к Петродворцовому часовому заводу. Это предприятие славится своей продукцией, все его цехи полностью автоматизированы и скорее напоминают научные лаборатории. Одно из заводских зданий возведено в 1777 г. по проекту арх. Ю. М. Фельтена для Гранильной фабрики. Изделия мастеров Петергофской гранильной фабрики украшают дворцы и набережные Петербурга и пригородов.

Неподалеку от всегда оживленного и многолюдного Нижнего парка много зон тихого отдыха. Это так называемые пейзажные (в отличие от «регулярных») парки: Пролетарский — к востоку от ул. Аврова и Колонистский и Озерковый — к югу от Красного пр., где сохранилось несколько интересных парковых павильонов: «Царицын», «Ольгин», «Розовый», «Бельведер» (1830—1850-е гг., арх. А. И. Штакеншнейдер).

После осмотра Нижнего парка, двигаясь параллельно взморью на восток по Никольской аллее, через Никольские ворота можно пройти в парк «Александрия». Здесь у бесконечных извилистых аллей и тенистых тропинок, среди причудливых рощиц и густых кустарников размещены парковые дворцы и павильоны: «Коттедж» (1827 г., арх. А. А. Менелас) и готическая «Капелла» (1831—1833 гг., арх. К. Шинкель, А. Менелас и И. И. Шарлемань 1-й). Хорош для дальних прогулок и Английский парк, начинающийся там, где Красный пр. соединяется с Ораниенбаумским спуском (в нескольких километрах к юго-западу от Большого дворца). Разбитый вокруг большого пруда парк представляет собой один из ранних образцов пейзажных парков в русском паркостроении.

И всё это богатство природы, архитектуры и скульптуры наполнено в наши дни новым содержанием. С тех пор как в мае 1918 г. по роскошным залам Большого дворца с флагами и оркестром прошла первая экскурсия, миллионы советских людей наслаждались прелестями заповедника, ставшего народным достоянием.

И когда после варварского разграбления и разрушения фашистами в годы недавней войны Петергоф пережил свое второе рождение, он стал нам еще дороже. И это была одна из многих советских побед жизни над смертью, созиданий над разрушением, культуры над варварством. Плоды вдохновения старых мастеров возвращены к жизни упорством и волей наших современников, поднявших из руин павильоны и дворцы Нижнего парка, возродивших фасад Большого дворца, пустивших в действие 130 фонтанов и три каскада, воссоздавших и сохранивших скульптуры. Среди этих мастеров надо назвать зодчего А. А. Оля, скульпторов В. Л. Симонова, создавшего новое изваяние «Самсона», В. В. Эллонен, И. В. Крестовского, Н. В. Дыдыкина, А. Ф. Гуржия, архитекторов В. М. Савкова, Е. В. Казанскую и многих других реставраторов и строителей.

Реставрационные работы велись и ведутся здесь на глубокой научной основе. Так, для «Монплезира» сотрудники кафедры стекла Петербургского технологического института им. Ленсовета помогли изготовить оконные стекла по типу старинных образцов. Когда научные работники выяснили, что тончайшая роспись с.ен Японского кабинета в «Монплезире» принадлежит не японским и китайским мастерам, как считалось ранее, а кисти русских иконописцев из села Палех, художники-палешане с любовью приступили к воссозданию произведений своих знаменитых земляков и предков.

Завершена начатая столетие назад гранитная облицовка Приморского канала, сооружен отличный причал для теплоходов. В Большом дворце восстановлены четыре музейных и восемь экспозиционных залов.

Восстанавливаются не только старые дворцово-парковые павильоны. Преображается весь город, застраивается благоустроенными жилыми и культурно-бытовыми зданиями. Он весь утопает в зелени.

Город отдыха и науки — такова главная идея перспективного развития Петергофа. В соответствии с разработанным планом (группа архитекторов во главе с С. Г. Майофисом) территория города увеличится, а население достигнет 100 тысяч жителей. Новые кварталы домов отдыха, санаториев, однодневных туристских баз и пансионатов, мотелей и гостиниц будут гармонировать со старинными ансамблями. На границе с Мартышкином возникнет группа школ-интернатов, а в Старом Петергофе — научный городок Санкт-Петербургского университета.

Аллеи Петергофа в наши дни заполняют экскурсанты из многих городов нашей Родины и зарубежные гости. Только в одном Нижнем парке в 1962 г. побывало более полутора миллионов экскурсантов, в том числе зарубежные туристы из 70 стран мира.